пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus
Подробности

Сломанные крылья: в Народном Хурале обсудили проблемы малой авиации


Экономика 26 июня 2016 г., 08:53

Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: две компании, которые до последнего времени выполняли рейсы в отдаленные районы республики, практически в предбанкротном состоянии. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов. Многомиллионные долги и арестованные самолеты – что будет с отраслью, обсудили на сессии Народного Хурала Бурятии.

О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, сейчас по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах – в Баунте, Таксимо и Нижнем Ангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.

К 2012 году в отрасли появились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании - ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии» (парк состоял из 4 самолетов Ан-24 и 5 вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).

rmedium_128912.jpg

Спустя четыре года

Сегодня, спустя четыре года, авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой. Как сообщил 23 июня в ходе сессии Народного Хурала министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высоким затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы – только 22 миллиона рублей. Чистые убытки - 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 миллионов – перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 миллионов – долги по налогам, еще 5,6 рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.

Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании ПАНХ, которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретённые в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У ПАНХа есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей - обязательства перед банком, выступившем гарантом при покупке Cessna.

Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, жалуются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль – компания планирует летать 2 раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, жалуются люди, хотя билет стоит отнюдь недешево.

- Летят беременные женщины, которым рождать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? - говорят люди.

По словам депутата Евгении Лудуповой, сегодня в Таксимо установлено только 2 рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Указала она и на высокую стоимость билета – полет от Таксимо до Улан-Удэ будет стоить 11,3 тысячи рублей, но альтернатива слишком печальна. Иначе добраться до столицы Бурятии можно железнодорожным транспортом, проведя в пути 2,5 суток или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует – до района проложены только «зимники».

- Этот вопрос постоянно обсуждается, много раз собиралась рабочая группа, но решения так и нет. Между тем, в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь – это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок - ведь решили проблему с электричками, также и по самолетам надо решить.

Солидарен с ней депутат Баир Доржиев, который считает, что если не субсидировать, никакая авиакомпания не сможет работать в Бурятии при таких расстояниях и загрузке:

- Авиакомпании нужно предлагать субсидии по перевозкам или лизингу. И точно также невозможно без субсидий содержать безубыточно аэропорты.

rmedium_143690.jpg

Свои и чужие деньги

В мае 2015 года, сообщил Сергей Козлов, когда у ПАНХа трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки – выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии – что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность.

- Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией, - рассказал Козлов.

«Поиметь», правда, ничего так и не удалось: пакет документов о передаче части компании в госсобственность ПАНХ не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить ПАНХу госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно. 

- Мы хотели выдать госгарантию, мы же не отказали, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось и мы теперь рассматриваем новые варианты, - отметил министр транспорта Бурятии.

Пытались обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их ПАНХу, но здесь отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 миллиона рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 миллионов в год. Или на пять лет – но уже за 1,2 миллиарда. Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 миллиарда рублей, суммы не очень привлекательные.

Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили и в годы перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа АН-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.

В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии – Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты. Соответствующий пакет документов, подчеркнул министр, был направлен от Бурятии в Минтранс Росси и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два: выделить бюджетные субсидии или продать частникам.

С субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 миллионов рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии, и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.

rmedium_123223.jpg

Иногородние желающие

- Что же, эти авиакомпании у нас на внутренних рейсах никогда не будут рентабельными, выхода нет, либо господдержка, либо они умирают? – поинтересовался у Козлова депутат Селиверстов.

Оказалось, что не совсем так. Есть, рассказал министр, люди, которые предлагают выполнять полеты в северные аэропорты и делать это не в убыток себе. Правда, зарегистрированы эти компании в других регионах, например, одна из них - компания «Ангара» из Иркутской области. В принципе-то авиаперевозки не самый убыточный вид бизнеса, подчеркнул Козлов, особенно, если нет обременения по выплате лизинга, аренды самолетов и так далее.    

- Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ – Иркутск – Нижнеангарск, - пояснил ситуацию депутат, член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. -  Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. ПАНХ тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще 2 года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение и сегодня мы, пожалев 7 миллионов, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, ПАНХ перехватил перевозки под себя и теперь сам с опечатанными самолетами.

Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии:

- В «Буравиалиниях» работает 200 человек, в ПАНХе 120 и так далее. А зайдёт компания из другого региона, и налоги будут уходить туда, - отметил депутат. 

«Бездарные собственники»

Однако дело обстоит так, что в Бурятии готовы сейчас попуститься частью налогов ради спасения сети воздушных перевозок. Как отметил спикер парламента Цырен-Даши Доржиев, ситуация в отрасли воздушных перевозок крайне сложная и неординарная и выход из нее требует таких же мер.    

- Надо найти компанию, которая использует самолёты круглые сутки, - уверен он, - если летать два раза в неделю по двум направлениям, то себестоимость полетов будет огромная. Когда мы несколько лет назад рассматривали бизнес-план ПАНХа, там предполагалось максимальное использование самолетов на внутренних маршрутках и межрегиональных. Они планировали летать не только в Таксимо и Нижнеангарск, но в Еравну и другие районы, к сожалению, не получилось. И вот когда нужно обслуживать самолеты, платить по ним лизинговые платежи, а они при этом летают они дважды в неделю, то затраты большие, а доходы наоборот.

Собственников ПАНХа спикер парламента охарактеризовал далеко не лестным образом:

- Как хозяйственники, собственники ПАНХ не могли максимально использовать самолёты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им платежи по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, - возмутился Доржиев. - К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы говорим, что потеряем налоги в пределах 5-6 миллионов рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть.

В этом плане с ним солидарен председатель комитета по экономике Анатолий Кушнарев, только он в увеличении рейсов видит не только снижение тарифа, но еще и возможный выход для аэропортов:

- Чем больше взлетов и посадок, тем больше доход у аэропорта, а мы сегодня перевозим только 25 тысяч человек. Для того, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск, а где пассажиры? – говорит он.

Пассажиры самолетов в этой ситуации, говорят эксперты, там же, где были в свое время пассажиры электричек – им просто не по карману поездки. И если сократить тарифы на воздушные перевозки, как это сделали на пригородном железнодорожном транспорте, то и число желающих воспользоваться самолётами возрастет. Так что в этой сфере теперь та же проблема, что с электричками: чаще летать начнут, если билеты будут стоить дешевле, а билеты будут стоить дешевле, если люди начнут чаще летать. Объективный и наиболее простой путь из этой ситуации – субсидии, а все это понимают. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока неизвестно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключаются банкротства и новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Фото: russianstock.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие подробности

17 апреля 2024

Подготовку Бурятии к весенне-полевым работам обсудили в Народном Хурале

Готова ли Бурятия к весенне-полевым работам, обсудили на заседании Совета Народного Хурала 17 апреля. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Галсан Дареев, в этом году посевные площади во всех категориях хозяйств составит 140 тысяч гектаров.

17 апреля 2024

Повестку апрельской сессии утвердили на Совете Народного Хурала

Повестку очередной, пятой по счету сессии Народного Хурала седьмого созыва утвердили в Бурятии. На парламентском заседании будет рассмотрено 30 вопросов, из которых 21 законопроект и 9 постановлений НХ РБ, отметила вице-спикер НХ РБ Татьяна Мантатова.

11 апреля 2024

«Дорога к звездам»: Пять космических драм ко Дню космонавтики предлагают посмотреть жителям Бурятии

12 апреля в России традиционно отмечают День космонавтики. Именно 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос на корабле «Восток-1» и вошел в историю как первый в мире человек, побывавший за пределами нашей планеты. С этого момента в мире началась не только гонка космических достижений, но и эра космического киноискусства

05 апреля 2024

Большой интерес Монголии к бурятскому производству: как прошла бизнес-миссия предпринимателей в Улан-Баторе

Деловая поездка проходила с 25 по 29 марта. Организаторами стали Центр поддержки экспорта Бурятии «Мой бизнес» при поддержке министерства промышленности, торговли и инвестиций Бурятии, оператором выступила Торгово-промышленная палата Республики Бурятия

04 апреля 2024

Туалетной бумагой из Бурятии заинтересовались в Монголии

Генеральный директор ООО «Хай Левел» Юрий Соктоев поделился своими впечатлениями от участия в бизнес-миссии в Монголии. Поездку для предпринимателей республики организовал Центр поддержки экспорта Бурятии, оператором нынешней поездки выступила Торгово-промышленная палата Бурятии.

Лента новостей
18.04.2024

Уровень воды на Селенге в Бурятии снижается

15:04

Лесникам Бурятии закупили квадроциклы

15:00

В Улан-Удэ ко Дню Победы заменят часть панно Героям Советского Союза

14:37

В Улан-Удэ мужчина с ножом напал на офис микрозаймов

13:55

Доверить инвестиционные решения цифровому помощнику готовы 19% сибиряков

13:35

В Бурятии специалисты просят не пить из колодцев и скважин жителей подтопляемой территории

13:29

Движение Первых запустило флешмоб «Спасибо спасателям»

13:14

В Бурятии мотоциклист влетел в автобус с пассажирами

13:13

В Бурятии участковый поймал в лесу черного лесоруба

13:07

ВТБ тестирует собственную метавселенную

13:05

Буддийскую карусель поставят в дацане Бурятии

13:04

Жителей Бурятии приглашают посоревноваться в рецептах здорового питания

12:47

В Бурятии осудят участников ОПГ за двойное убийство десятилетней давности

12:07

Мошенники начали обманывать пенсионеров под видом сотрудников пенсионного фонда

11:56

На федеральных трассах Бурятии мониторят паводковую ситуацию

11:37

В Бурятии односельчане помогли сдержать пожар в жилом доме

10:58

Городские спасатели вакцинировались от клещей

10:39

Молодогвардейцы Бурятии в очередной раз помогли в плетении масксетей

10:01

Один природный пожар ликвидировали за сутки в Бурятии

09:46

Памятники Улан-Удэ моют после зимы

09:42

Житель Бурятии, убираясь на чердаке покойного отца, нашёл ружьё

09:31

В Еравнинском районе Бурятии капитально отремонтируют старый мост, который служит единственным заездом в село

09:24

Церемония гашения марки «50 лет БАМу» прошла в Иркутске

09:17

В Бурятии наказали коммерческую организацию за принятого на работу бывшего госслужащего

09:09

Движение поездов началось на трех объектах БАМа в Иркутской области и Бурятии

09:07

На Улан-Удэстройзаказчик завели дело за оплату невыполненного контракта по реконструкции Усадьбы Голдобина

09:06

Жителя Бурятии отправили в колонию за неуплату алиментов

09:04

В Бурятии перевернулась иномарка, пострадал подросток

09:03

В Улан-Удэ водитель «Тойоты» сбил на переходе женщину

08:57

17.04.2024

Подготовку Бурятии к весенне-полевым работам обсудили в Народном Хурале

20:34

До конца недели закончат поставки зерна из Бурятии в Монголию

20:28

Жители Верхней Иволги будут с комфортом добираться до школы, детсада и дома культуры

20:08

Почему в Бурятии наращивают площади масличных культур, рассказал Галсан Дареев

19:55

Около 1000 школьников Бурятии определились с выбором профессии на ярмарке трудоустройства

19:02

ВТБ: Россияне увеличили траты на здоровье и спорт на 20%

18:34

Более 500 жителей Бурятии получили льготные путевки в санаторий

18:06

ВТБ назвал регионы-лидеры по числу дистанционных сделок с ипотекой

18:01

Приставы Бурятии отправили обратно на родину 67 нелегальных мигрантов

18:00

Жителей Улан-Удэ приглашают на Зелёный марафон

17:50

Ситуация с паводком в Улан-Удэ стабилизовалась - мэрия

17:33

Более 60 семей в Улан-Удэ получили новые квартиры для переселения из центра

17:13

В Бурятии Селенга подтопила более 200 домов и 500 участков

16:25

Почти 3 тысячи улан-удэнцев приняли участие в месячнике чистоты

15:58

В Бурятии стали известны подробности гибели 8-летнего мальчика

15:43

Уроки безопасного поведения на магистрали для школьников Бурятии проводят на ВСЖД

15:28

Прокуратура Бурятии организовала проверку по факту гибели 8-летнего ребенка

15:20

В Иркутске прошел экологический форум «ЭкоМолодежь-2024»

14:47

В Бурятии нашли тело пропавшего 8-летнего мальчика

14:33

Лесники Бурятии отправили автомобиль своему коллеге в зону СВО

14:22

Проблемы в оказании бесплатной юридической помощи обсудили на Совете Народного Хурала

14:20

В Улан-Удэ мошенники пытались повесить огромный кредит на медсестру, но ей отказали в его выдаче

13:57

В Улан-Удэ водитель на «зебре» сбил женщину

13:47

В Бурятии росгвардейцы предотвратили возгорание в магазине

13:11

В СНТ «Академия» ушла вода

13:05

В микрорайоне Аршан в Улан-Удэ завтра отловят бродячих собак

11:41

ВТБ: Рынок ипотеки в 2024 году ожидаемо «охладится»

11:33

Улан-удэнец без прав угнал автомобиль и пытался скрыться от сотрудников ДПС

11:23

Повестку апрельской сессии утвердили на Совете Народного Хурала

11:22

В трех кафе Бурятии выявили нарушения ветеринарного законодательства

11:16

В Бурятии вода затопила дорогу «Турунтаево-Острог-Покровка-Шергино»

11:12