пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus
Подробности

Сломанные крылья: в Народном Хурале обсудили проблемы малой авиации


Экономика 26 июня 2016 г., 08:53

Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: две компании, которые до последнего времени выполняли рейсы в отдаленные районы республики, практически в предбанкротном состоянии. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов. Многомиллионные долги и арестованные самолеты – что будет с отраслью, обсудили на сессии Народного Хурала Бурятии.

О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, сейчас по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах – в Баунте, Таксимо и Нижнем Ангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.

К 2012 году в отрасли появились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании - ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии» (парк состоял из 4 самолетов Ан-24 и 5 вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).

rmedium_128912.jpg

Спустя четыре года

Сегодня, спустя четыре года, авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой. Как сообщил 23 июня в ходе сессии Народного Хурала министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высоким затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы – только 22 миллиона рублей. Чистые убытки - 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 миллионов – перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 миллионов – долги по налогам, еще 5,6 рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.

Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании ПАНХ, которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретённые в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У ПАНХа есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей - обязательства перед банком, выступившем гарантом при покупке Cessna.

Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, жалуются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль – компания планирует летать 2 раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, жалуются люди, хотя билет стоит отнюдь недешево.

- Летят беременные женщины, которым рождать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? - говорят люди.

По словам депутата Евгении Лудуповой, сегодня в Таксимо установлено только 2 рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Указала она и на высокую стоимость билета – полет от Таксимо до Улан-Удэ будет стоить 11,3 тысячи рублей, но альтернатива слишком печальна. Иначе добраться до столицы Бурятии можно железнодорожным транспортом, проведя в пути 2,5 суток или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует – до района проложены только «зимники».

- Этот вопрос постоянно обсуждается, много раз собиралась рабочая группа, но решения так и нет. Между тем, в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь – это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок - ведь решили проблему с электричками, также и по самолетам надо решить.

Солидарен с ней депутат Баир Доржиев, который считает, что если не субсидировать, никакая авиакомпания не сможет работать в Бурятии при таких расстояниях и загрузке:

- Авиакомпании нужно предлагать субсидии по перевозкам или лизингу. И точно также невозможно без субсидий содержать безубыточно аэропорты.

rmedium_143690.jpg

Свои и чужие деньги

В мае 2015 года, сообщил Сергей Козлов, когда у ПАНХа трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки – выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии – что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность.

- Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией, - рассказал Козлов.

«Поиметь», правда, ничего так и не удалось: пакет документов о передаче части компании в госсобственность ПАНХ не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить ПАНХу госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно. 

- Мы хотели выдать госгарантию, мы же не отказали, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось и мы теперь рассматриваем новые варианты, - отметил министр транспорта Бурятии.

Пытались обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их ПАНХу, но здесь отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 миллиона рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 миллионов в год. Или на пять лет – но уже за 1,2 миллиарда. Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 миллиарда рублей, суммы не очень привлекательные.

Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили и в годы перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа АН-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.

В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии – Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты. Соответствующий пакет документов, подчеркнул министр, был направлен от Бурятии в Минтранс Росси и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два: выделить бюджетные субсидии или продать частникам.

С субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 миллионов рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии, и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.

rmedium_123223.jpg

Иногородние желающие

- Что же, эти авиакомпании у нас на внутренних рейсах никогда не будут рентабельными, выхода нет, либо господдержка, либо они умирают? – поинтересовался у Козлова депутат Селиверстов.

Оказалось, что не совсем так. Есть, рассказал министр, люди, которые предлагают выполнять полеты в северные аэропорты и делать это не в убыток себе. Правда, зарегистрированы эти компании в других регионах, например, одна из них - компания «Ангара» из Иркутской области. В принципе-то авиаперевозки не самый убыточный вид бизнеса, подчеркнул Козлов, особенно, если нет обременения по выплате лизинга, аренды самолетов и так далее.    

- Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ – Иркутск – Нижнеангарск, - пояснил ситуацию депутат, член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. -  Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. ПАНХ тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще 2 года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение и сегодня мы, пожалев 7 миллионов, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, ПАНХ перехватил перевозки под себя и теперь сам с опечатанными самолетами.

Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии:

- В «Буравиалиниях» работает 200 человек, в ПАНХе 120 и так далее. А зайдёт компания из другого региона, и налоги будут уходить туда, - отметил депутат. 

«Бездарные собственники»

Однако дело обстоит так, что в Бурятии готовы сейчас попуститься частью налогов ради спасения сети воздушных перевозок. Как отметил спикер парламента Цырен-Даши Доржиев, ситуация в отрасли воздушных перевозок крайне сложная и неординарная и выход из нее требует таких же мер.    

- Надо найти компанию, которая использует самолёты круглые сутки, - уверен он, - если летать два раза в неделю по двум направлениям, то себестоимость полетов будет огромная. Когда мы несколько лет назад рассматривали бизнес-план ПАНХа, там предполагалось максимальное использование самолетов на внутренних маршрутках и межрегиональных. Они планировали летать не только в Таксимо и Нижнеангарск, но в Еравну и другие районы, к сожалению, не получилось. И вот когда нужно обслуживать самолеты, платить по ним лизинговые платежи, а они при этом летают они дважды в неделю, то затраты большие, а доходы наоборот.

Собственников ПАНХа спикер парламента охарактеризовал далеко не лестным образом:

- Как хозяйственники, собственники ПАНХ не могли максимально использовать самолёты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им платежи по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, - возмутился Доржиев. - К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы говорим, что потеряем налоги в пределах 5-6 миллионов рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть.

В этом плане с ним солидарен председатель комитета по экономике Анатолий Кушнарев, только он в увеличении рейсов видит не только снижение тарифа, но еще и возможный выход для аэропортов:

- Чем больше взлетов и посадок, тем больше доход у аэропорта, а мы сегодня перевозим только 25 тысяч человек. Для того, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск, а где пассажиры? – говорит он.

Пассажиры самолетов в этой ситуации, говорят эксперты, там же, где были в свое время пассажиры электричек – им просто не по карману поездки. И если сократить тарифы на воздушные перевозки, как это сделали на пригородном железнодорожном транспорте, то и число желающих воспользоваться самолётами возрастет. Так что в этой сфере теперь та же проблема, что с электричками: чаще летать начнут, если билеты будут стоить дешевле, а билеты будут стоить дешевле, если люди начнут чаще летать. Объективный и наиболее простой путь из этой ситуации – субсидии, а все это понимают. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока неизвестно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключаются банкротства и новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Фото: russianstock.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие подробности

13 мая 2024

Правила дорожного движения для любителей электросамокатов и штрафы за их нарушение

Погода в Бурятии, наконец,установилась, солнышко греет и вместе с этим открывается сезон массового катания на самокатах. В 2023 году в России появились правила дорожного движения (ПДД), которые касаются передвижения на электросамокатах, гироскутерах и других похожих устройствах. Как это работает - рассказываем вместе с экспертами МТС.

12 мая 2024

«Чебурашка, группа NLO и бачата»: Фестиваль музыки прошел под открытым небом в Улан-Удэ

Фестиваль «Музыка моего города» впервые под открытым небом прошел в Этнографическом музее народов Забайкалья 11 мая. На нем выступили бурятские артисты, а главным гостем стала популярная российская группа «NLO». Как прошел фестиваль в репортаже Восток-Телеинформ.

24 апреля 2024

Счетная палата Бурятии рассказала депутатам Хурала о работе в 2023 году

Отчет о работе Счетной палаты Бурятии за 2023 год озвучил на сессии Народного Хурала Бурятии председатель палаты Евгений Пегасов. За год палата провела 248 мероприятий, в том числе 24 контрольных, 40 экспертно-аналитических мероприятия, 184 экспертизы проектов законов.

24 апреля 2024

В Народном Хурале не согласились переводить Горсовет на партийные списки

Поправки в статью 4.2 закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» отклонили депутаты Народного Хурала во время очередной сессии. Документ на рассмотрение коллег внесла фракция КПРФ.

17 апреля 2024

Подготовку Бурятии к весенне-полевым работам обсудили в Народном Хурале

Готова ли Бурятия к весенне-полевым работам, обсудили на заседании Совета Народного Хурала 17 апреля. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Галсан Дареев, в этом году посевные площади во всех категориях хозяйств составит 140 тысяч гектаров.

Лента новостей
13.05.2024

Краткий зурхай неделю от настоятеля Курумканского дацана Гандан Ше Дувлин

21:33

В Бурятии пожилой мужчина ушел из пансионата и пропал

21:16

Жителя Бурятии приговорили к году за незаконную вырубку леса

17:45

Житель Бурятии лишился семейного автомобиля за повторную пьяную езду

17:29

На затопленных паводком частях Улан-Удэ сняли режим ЧС

17:16

Синоптики Бурятии озвучили прогноз погоды на три дня

17:10

В центре Улан-Удэ горит бывший стеклозавод

17:02

На севере Бурятии жители пожаловались на скопившийся мусор у Байкала

16:58

Вандалов с площади Революции ищут по видеокамерам в Улан-Удэ

16:55

Более 400 жителей Бурятии заразились ВИЧ-инфекцией в 2023 году

16:46

Хозяйка алабая пыталась оспорить штрафы за нападение собаки на ребенка

16:46

Смертельное ДТП произошло в Бурятии

16:39

В Улан-Удэ пройдёт акция памяти умерших от СПИДа

16:38

Правила дорожного движения для любителей электросамокатов и штрафы за их нарушение

16:28

В Улан-Удэ полицейские уничтожили более 200 игровых автоматов

16:22

Березовая роща появится в центре Улан-Удэ

16:16

Мэр Улан-Удэ проверил, как приводят в порядок улицу Ялтинскую

15:44

Семья Китаевых и Хозеевых из Бурятии вышла в финал конкурса «Это у нас семейное»

15:30

Ветеран Афганистана из Бурятии принял участие в параде Победы на Красной площади

14:49

В микрорайоне Стеклозавод завтра закроют движение через железнодорожный переезд

14:18

Доверчивая жительница Бурятии перевела мошенникам 600 тысяч рублей

14:07

В Бурятии готовят мультфильм, посвященный 85-летию боев на Халхин-Голе

14:00

В Улан-Удэ закончили ликвидацию порыва трубы и подают горячую воду

13:41

Улан-удэнка отдала более 3 миллионов рублей лже-инвесторам

12:21

В Бурятии лесники привели в порядок любимое место отдыха хоринцев

12:11

Сотрудники Социального фонда в Бурятии будут принимать по видеосвязи

12:06

В Улан-Удэ в Аэропорту произошло ДТП

12:00

Пьяный водитель КАМАЗа в Бурятии насмерть сбил пешехода

11:49

В Бурятии погиб молодой водитель грузовика

11:44

В Бурятии санавиацией женщину с Шумака доставили в больницу Улан-Удэ

11:20

Молодая пара из Улан-Удэ поженилась на выставке «Россия»

10:47

В Бурятии жители села жалуются на опасный мост

10:12

Уволенному сотруднику в Улан-Удэ незаконно выплатили более ста тысяч рублей

09:45

Льготная стерилизация животных проходит до конца мая в Бурятии

09:39

Студенты посадили сосны в улан-удэнском пансионате

09:31

В Бурятии санитарка через прокуратуру добилась получения «северной надбавки»

09:23

Директор аэропорта Улан-Удэ попросил жителей города не выбрасывать мусор в поле

08:55

Зампред правительства Бурятии выразил соболезнования пострадавшим после обстрела жителям Белгорода

08:44

В Муйском районе Бурятии ликвидировали крупный лесной пожар

08:37

12.05.2024

Режим повышенной готовности ввели в месте схода селя в Бурятии

21:46

«Чебурашка, группа NLO и бачата»: Фестиваль музыки прошел под открытым небом в Улан-Удэ

15:34

В Улан-Удэ выступила популярная группа NLO

15:17

В Бурятии за вечер произошло 2 землетрясения

14:12

В Бурятии ожидается усиление ветра

13:59

В Улан-Удэ впервые прошли соревнования по силовому экстриму среди пожарных

13:56

Жертвами интернет-преступников в Бурятии стали более 1 тысячи человек

13:51

Улан-удэнка из-за мошенников потеряла «на бирже» более 3,4 миллиона рублей

13:49

Глава Бурятии прокомментировал формирование нового кабинета министров России

13:45

Лесники Бурятии продолжают высаживать деревья в память о погибших солдатах

13:36

Гроза стала причиной лесного пожара в Тункинском районе Бурятии

13:28

В Бурятии нашли мужчину, который на неисправном тягаче поджег траву в Муйском районе

13:23

11.05.2024

Пострадавшие от паводка жители Бурятии получат еще денег на ликвидацию последствий

16:58

343 обращения зафиксировали в больнице скорой помощи Улан-Удэ за 8-10 мая

16:56

На площади Советов Улан-Удэ начали устанавливать сезонную зону отдыха

11:45

«Самый необычный сбор»: Улан-удэнцев просят подарить собакам старые кастрюли и миски

11:30

В Бурятии тушат новый лесной пожар в Муйском районе

11:21

В Бурятии спасли 4-летнего ребенка, вдохнувшего деталь от конструктора

08:39

Северное сияние наблюдали в Баргузинском районе Бурятии

08:32

В бурятском улусе открыли детский сад и школу

08:18

Краткий зурхай на сегодня от настоятеля Курумканского дацана Гандан Ше Дувлин

08:12