Подробности
Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: две компании, которые до последнего времени выполняли рейсы в отдаленные районы республики, практически в предбанкротном состоянии. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов. Многомиллионные долги и арестованные самолеты – что будет с отраслью, обсудили на сессии Народного Хурала Бурятии.
О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, сейчас по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах – в Баунте, Таксимо и Нижнем Ангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.
К 2012 году в отрасли появились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании - ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии» (парк состоял из 4 самолетов Ан-24 и 5 вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).
Спустя четыре года
Сегодня, спустя четыре года, авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой. Как сообщил 23 июня в ходе сессии Народного Хурала министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высоким затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы – только 22 миллиона рублей. Чистые убытки - 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 миллионов – перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 миллионов – долги по налогам, еще 5,6 рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.
Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании ПАНХ, которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретённые в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У ПАНХа есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей - обязательства перед банком, выступившем гарантом при покупке Cessna.
Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, жалуются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль – компания планирует летать 2 раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, жалуются люди, хотя билет стоит отнюдь недешево.
- Летят беременные женщины, которым рождать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? - говорят люди.
По словам депутата Евгении Лудуповой, сегодня в Таксимо установлено только 2 рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Указала она и на высокую стоимость билета – полет от Таксимо до Улан-Удэ будет стоить 11,3 тысячи рублей, но альтернатива слишком печальна. Иначе добраться до столицы Бурятии можно железнодорожным транспортом, проведя в пути 2,5 суток или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует – до района проложены только «зимники».
- Этот вопрос постоянно обсуждается, много раз собиралась рабочая группа, но решения так и нет. Между тем, в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь – это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок - ведь решили проблему с электричками, также и по самолетам надо решить.
Солидарен с ней депутат Баир Доржиев, который считает, что если не субсидировать, никакая авиакомпания не сможет работать в Бурятии при таких расстояниях и загрузке:
- Авиакомпании нужно предлагать субсидии по перевозкам или лизингу. И точно также невозможно без субсидий содержать безубыточно аэропорты.
Свои и чужие деньги
В мае 2015 года, сообщил Сергей Козлов, когда у ПАНХа трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки – выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии – что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность.
- Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией, - рассказал Козлов.
«Поиметь», правда, ничего так и не удалось: пакет документов о передаче части компании в госсобственность ПАНХ не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить ПАНХу госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно.
- Мы хотели выдать госгарантию, мы же не отказали, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось и мы теперь рассматриваем новые варианты, - отметил министр транспорта Бурятии.
Пытались обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их ПАНХу, но здесь отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 миллиона рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 миллионов в год. Или на пять лет – но уже за 1,2 миллиарда. Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 миллиарда рублей, суммы не очень привлекательные.
Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили и в годы перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа АН-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.
В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии – Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты. Соответствующий пакет документов, подчеркнул министр, был направлен от Бурятии в Минтранс Росси и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два: выделить бюджетные субсидии или продать частникам.
С субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 миллионов рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии, и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.
Иногородние желающие
- Что же, эти авиакомпании у нас на внутренних рейсах никогда не будут рентабельными, выхода нет, либо господдержка, либо они умирают? – поинтересовался у Козлова депутат Селиверстов.
Оказалось, что не совсем так. Есть, рассказал министр, люди, которые предлагают выполнять полеты в северные аэропорты и делать это не в убыток себе. Правда, зарегистрированы эти компании в других регионах, например, одна из них - компания «Ангара» из Иркутской области. В принципе-то авиаперевозки не самый убыточный вид бизнеса, подчеркнул Козлов, особенно, если нет обременения по выплате лизинга, аренды самолетов и так далее.
- Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ – Иркутск – Нижнеангарск, - пояснил ситуацию депутат, член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. - Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. ПАНХ тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще 2 года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение и сегодня мы, пожалев 7 миллионов, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, ПАНХ перехватил перевозки под себя и теперь сам с опечатанными самолетами.
Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии:
- В «Буравиалиниях» работает 200 человек, в ПАНХе 120 и так далее. А зайдёт компания из другого региона, и налоги будут уходить туда, - отметил депутат.
«Бездарные собственники»
Однако дело обстоит так, что в Бурятии готовы сейчас попуститься частью налогов ради спасения сети воздушных перевозок. Как отметил спикер парламента Цырен-Даши Доржиев, ситуация в отрасли воздушных перевозок крайне сложная и неординарная и выход из нее требует таких же мер.
- Надо найти компанию, которая использует самолёты круглые сутки, - уверен он, - если летать два раза в неделю по двум направлениям, то себестоимость полетов будет огромная. Когда мы несколько лет назад рассматривали бизнес-план ПАНХа, там предполагалось максимальное использование самолетов на внутренних маршрутках и межрегиональных. Они планировали летать не только в Таксимо и Нижнеангарск, но в Еравну и другие районы, к сожалению, не получилось. И вот когда нужно обслуживать самолеты, платить по ним лизинговые платежи, а они при этом летают они дважды в неделю, то затраты большие, а доходы наоборот.
Собственников ПАНХа спикер парламента охарактеризовал далеко не лестным образом:
- Как хозяйственники, собственники ПАНХ не могли максимально использовать самолёты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им платежи по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, - возмутился Доржиев. - К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы говорим, что потеряем налоги в пределах 5-6 миллионов рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть.
В этом плане с ним солидарен председатель комитета по экономике Анатолий Кушнарев, только он в увеличении рейсов видит не только снижение тарифа, но еще и возможный выход для аэропортов:
- Чем больше взлетов и посадок, тем больше доход у аэропорта, а мы сегодня перевозим только 25 тысяч человек. Для того, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск, а где пассажиры? – говорит он.
Пассажиры самолетов в этой ситуации, говорят эксперты, там же, где были в свое время пассажиры электричек – им просто не по карману поездки. И если сократить тарифы на воздушные перевозки, как это сделали на пригородном железнодорожном транспорте, то и число желающих воспользоваться самолётами возрастет. Так что в этой сфере теперь та же проблема, что с электричками: чаще летать начнут, если билеты будут стоить дешевле, а билеты будут стоить дешевле, если люди начнут чаще летать. Объективный и наиболее простой путь из этой ситуации – субсидии, а все это понимают. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока неизвестно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключаются банкротства и новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.
Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.
Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.
Фото: russianstock.ru
Другие подробности
-
24 апреля 2024
Счетная палата Бурятии рассказала депутатам Хурала о работе в 2023 году
Отчет о работе Счетной палаты Бурятии за 2023 год озвучил на сессии Народного Хурала Бурятии председатель палаты Евгений Пегасов. За год палата провела 248 мероприятий, в том числе 24 контрольных, 40 экспертно-аналитических мероприятия, 184 экспертизы проектов законов.
-
24 апреля 2024
В Народном Хурале не согласились переводить Горсовет на партийные списки
Поправки в статью 4.2 закона Республики Бурятия «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Республике Бурятия» отклонили депутаты Народного Хурала во время очередной сессии. Документ на рассмотрение коллег внесла фракция КПРФ.
-
17 апреля 2024
Подготовку Бурятии к весенне-полевым работам обсудили в Народном Хурале
Готова ли Бурятия к весенне-полевым работам, обсудили на заседании Совета Народного Хурала 17 апреля. Как отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Галсан Дареев, в этом году посевные площади во всех категориях хозяйств составит 140 тысяч гектаров.
-
17 апреля 2024
Повестку апрельской сессии утвердили на Совете Народного Хурала
Повестку очередной, пятой по счету сессии Народного Хурала седьмого созыва утвердили в Бурятии. На парламентском заседании будет рассмотрено 30 вопросов, из которых 21 законопроект и 9 постановлений НХ РБ, отметила вице-спикер НХ РБ Татьяна Мантатова.
-
11 апреля 2024
«Дорога к звездам»: Пять космических драм ко Дню космонавтики предлагают посмотреть жителям Бурятии
12 апреля в России традиционно отмечают День космонавтики. Именно 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос на корабле «Восток-1» и вошел в историю как первый в мире человек, побывавший за пределами нашей планеты. С этого момента в мире началась не только гонка космических достижений, но и эра космического киноискусства
Лента новостей
- 26.04.2024
Продолжается отбор заявок в программу «Время Героев»
10:37
В Улан-Удэ росгвардейцы обнаружили без вести пропавшего мужчину из Приморского края
10:24
В Улан-Удэ на время репетиций Парада Победы перекроют улицы
10:18
Два лесных пожара обнаружили в Бурятии
10:14
В Улан-Удэ завершается проектирование инфекционной больницы
10:10
31 участник СВО находится в СИЗО Бурятии за «самоволку»
10:04
В Бурятии оператора связи оштрафовали на 600 тысяч рублей за звонок от мошенников
09:42
Краткий зурхай на сегодня от настоятеля Курумканского дацана
09:38
В Улан-Удэ водитель на «зебре» сбил бабушку
09:32
В Бурятии машина слетела с трассы, погиб водитель
09:27
101 тысячу рублей взыскали с улан-удэнца, который не хотел оплачивать штрафы ГИБДД
09:14
Директор аэропорта Улан-Удэ попросил пассажиров заранее проходить регистрацию
08:45
- 25.04.2024
В Улан-Удэ поймали серийного велосипедного вора
19:32
Мэрия ответила жителям Улан-Удэ про деревья в мешках
19:12
В Бурятии теплый пол оставил без крыши над головой семью с тремя детьми
16:45
Мошенники снова взломали аккаунт председателя Горсовета Улан-Удэ
16:24
В Бурятии пьяный водитель мопеда сбил пешехода и скрылся
16:19
Полицейские Улан-Удэ рассказали, как защитить финансы от уловок мошенников
15:57
В Бурятии завтра мокрый снег и дождь
15:51
Житель Бурятии во время застолья до смерти избил дядю
15:38
Редких журавлей заметили в Прибайкальском нацпарке
15:19
Алексей Цыденов предложил создать с Тибетским автономным районом КНР центр по традиционной медицине
15:15
Мэр Улан-Удэ поручил привести в порядок дорожные ограждения и делиниаторы
15:14
Жителей Бурятии могут выиграть 3 миллиона за лучший фильм о путешествии по Дальнему Востоку
15:01
ТГК- 14 оштрафовали за завышенные счета улан-удэнцам
14:55
8 детей погибли в огне в Бурятии с начала года
14:31
В Бурятии стартовал чемпионат по армейской тактической стрельбе
14:23
В Улан-Удэ столбы очищают от незаконной рекламы
14:17
Более 500 тысяч семян на саженцы посеяли в Бурятии
14:17
В Бурятии горело кладбище
14:11
Почти 700 миллионов рублей направили из бюджета Улан-Удэ на строительство детсадов
14:10
В Бурятии внесли поправки в закон о ЧС
13:50
В Улан-Удэ задержали подозреваемого в стрельбе возле ночного клуба
13:40
Почти половина улан-удэнцев хотели бы заниматься производственной гимнастикой на работе
13:25
В Улан-Удэ мужчина купил алкоголь и стал его распивать прямо в магазине
13:00
В Бурятии заключили под стражу банду наркосбытчиков
12:59
В Улан-Удэ решили усилить меры безопасности
12:45
Свыше 2 миллиардов рублей потратили жители Бурятии за год на интернет-покупки
12:30
Жители Бурятии чаще всего покупают продукты питания
12:27
Бурятстат: Траты в кафе и ресторанах на одного жителя Бурятии составили более 17 тысяч рублей
12:18
MTC RED фиксирует рост DDоS-атак в первом квартале 2024 года
11:46
Житель Бурятии угнал из гаража машину и попытался на ней скрыться от сотрудников ДПС
11:42
В Бурятии пройдет первый инклюзивный киноклуб
11:38
Военным из Бурятии на СВО передадут партию специальной экипировки
11:31
В Бурятии в майские праздники усилят патрулирование лесов
11:24
В Улан-Удэ расширят четную сторону дороги на проспекте 50-летия Октября
11:11
В Бурятии выявили нарушение при экспорте зерна в Монголию
11:04
Матери четырех детей помогли отстоять служебное жилье
10:54
В Мухоршибирском районе Бурятии демонтировали старый мост
10:50
«Главное - любить свое дело»: Владелица салона красоты в Бурятии поделилась секретом успеха
10:45
В районе Бурятии нашли свалку из служебных документов
10:38
Бюджет, «Чистый воздух» и реорганизация: в Улан-Удэ прошла 51 сессия горсовета
10:16
В Улан-Удэ не успели внести в государственную систему 16 аварийных домов
09:57
В Бурятии осуждённый за пьяную езду лишился семейного автомобиля
09:43
Улан-удэнку отправили в колонию за попытку убить ревнивого ухажера
09:39
Два пьяных пожилых жителя Бурятии перевернулись на «Сузуки»
09:34
В Бурятии мужчину насмерть задавило УАЗом
09:29
- 24.04.2024
На границе двух районов Бурятии приступили к ремонту одной из самых длинных дорог
20:02
В Бурятии 31 ветеран войны получил ко Дню Победы 10 тысяч рублей
19:28
В Бурятия насчитали 7 снежных барсов, из них двое котят
19:00
-
Счетная палата Бурятии рассказала депутатам Хурала о работе в 2023 году
24 апреля 2024 г.
Просмотров: 207 -
В Народном Хурале не согласились переводить Горсовет на партийные списки
24 апреля 2024 г.
Просмотров: 192
-
«Главное - любить свое дело»: Владелица салона красоты в Бурятии поделилась секретом успеха
25 апреля 2024 г.
Просмотров: 94 -
Где в Бурятии учат на портных: директор швейного коворкинга рассказал о своем деле
24 апреля 2024 г.
Просмотров: 227
-
Подробности
-
Интервью
-
Интернет-конференции
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.